Вестник гражданского общества

06.04.2012

Юрий Шевченко выплатил патриарху Кириллу 20 миллионов рублей за пыль в квартире

Экс-министр здравоохранения Юрий Шевченко выплатил 19,7 миллиона рублей по делу об ущербе, нанесенном квартире патриарха Кирилла, сообщает РИА "Новости". Его сын, Юрий Шевченко-младший рассказал, откуда взял деньги. "Я продал свою квартиру в Питере и 5 апреля выплатил эту сумму. Отец очень тяжело болен, нам, возможно, понадобится медицинская помощь за рубежом, поэтому эта оплата была практически вынужденной", – сказал сын Юрия Шевченко.

Адвокат Шевченко Вера Травкина называет выплату всей суммы вынужденной мерой. Квартира экс-министра до сих пор арестована. Заморожены также его счета в банке. Серьезно больному Шевченко запретили выезд за границу, где ему может в любой момент понадобится медицинская помощь. Кроме того, отказ выплачивать около 20 миллионов сразу по решению суда привел бы к необходимости платить дополнительный миллион рублей.

В пресс-службе Замоскворецкого суда Москвы подтвердили сообщение о выплате денег. "Представитель ответчика Юрия Шевченко представил суду платежные поручения, согласно которым тот уплатил более 19 миллионов рублей", – сказали в пресс-службе суда. Впрочем, с претензиями троюродной сестры Предстоятеля РПЦ он не согласен, а квартира в «Доме на набережной» до сих пор арестована.

23 марта стало известно, что представители патриарха Кирилла, владеющего квартирой в знаменитом "Доме на набережной", добились ареста квартиры его соседа снизу. По решению московских судов экс-министр здравоохранения, кардиолог и священник Юрий Шевченко должен выплатить 20 миллионов рублей в качестве возмещения ущерба, нанесенного жилищу патриарха Кирилла. По оценке судебных властей, принадлежащая Шевченко квартира стоит 15 миллионов рублей. Арест жилплощади, принадлежащей семье Шевченко, направлен на обеспечение исковых требований. 

Стороны в очередной раз встретились в Замоскворецком суде. Впрочем, самих истца и ответчика – Лидии Леоновой,  которая проживает в пострадавшей квартире и Юрия Шевченко, владельца квартиры, не было. Повод для встречи – уже другой иск. Дело в том, что квартира, в которой проходил ремонт передана в дар дочери Юрия Шевченко – Ксении Корсун, однако представители истца оспаривают эту дарственную. В силу неких причин, адвокат Леоновой не общается с прессой, а сама истица не появлялась в суде ни разу. Можно предположить, что передача квартиры в дар ближайшим родственникам лишает истцов возможности ее отъема, поэтому они и говорят о незаконности «подарка». Однако сторона Юрия Шевченко заявляет, что квартира была изначально предназначена для дочери Ксении, которая воспитывает четырех маленьких детей. Собственно для этого и затевался ремонт.

Приготовившись к очередному раунду противостояния, адвокат Леоновой Елена Забралова вдруг узнала о том, что деньги на счета приставов были переведены вчера. Заседание так и не состоялось – его перенесли, чтобы обратившаяся с иском сторона обдумала свои дальнейшие действия. Ранее они предлагали мировую, однако Шевченко с суммой ущерба в 20 миллионов рублей явно не согласен.

Коммунальная история, связанная с патриаршей квартирой, началась в 2010 году. Лидия Леонова, прописанная в квартире Владимира Гундяева, обвинила Юрия Шевченко в том, что строительная пыль от ремонта, который шел в квартире врача, повредила имуществу предстоятеля. В исковых требованиях, по сведениям агентства Росбалт, значилось: "перевозка предметов из квартиры и обратно – 376 тысяч рублей, ремонт квартиры - 7,3 миллиона рублей, аренда аналогичной жилплощади на время ремонта – 2,1 миллиона рублей, испорченная мебель и предметы интерьера – 2,6 миллиона рублей, спецочистка 970 книг – 6,3 миллиона рублей, уборка имущества - 151 тысяча рублей". Сам Гундяев ни в конфликте, ни в попытках его урегулирования участия не принимал.

"Никаких исков патриарх Кирилл тоже не подавал, - заявил главный редактор независимого Портал-Credo.Ru Александр Солдатов. - Истицей является некая госпожа Лидия Леонова, которую в последнее время пресса представляет как сестру патриарха. Но мы не знаем достоверно, в какой степени родства она с ним находится. Знаем только то, что она зарегистрирована в этой квартире, а единоличным собственником жилплощади является Владимир Гундяев, он же патриарх Кирилл. Эти данные есть в открытом доступе, в кадастровых ведомостях разного рода: он купил эту квартиру примерно лет 7-8 назад".

"Имя Лидии Леоновой впервые всплыло в конце 90-х годов – когда выяснилось, что на нее зарегистрировано несколько коммерческих структур в Смоленске, где епархиальным архиереем был нынешний патриарх Кирилл. Эти структуры, в частности, занимались и пресловутым табачным бизнесом – контролировали там какую-то торговлю табаком, инвестициями разного рода занимались. Есть основание предполагать, что Лидия Леонова, которую будущий патриарх привез с собой в Смоленск еще из Ленинграда, является его неким финансовым агентом по меньшей мере, и достаточно близким человеком, раз они живут в одной квартире", - сказал Солдатов.

По его словам, собственность патриарха Кирилла "превосходит, наверное, собственность любого другого патриарха за всю послереволюционную российскую историю". "Говорят, что у него есть домики в Швейцарии, в Испании, еще где-то. Все это расследовать довольно трудно. Часть имущества оформлена на других лиц. Но вот эта квартира в Доме на Набережной – в одном из самых дорогих в Москве зданий – оформлена официально на Владимира Михайловича Гундяева. Так что о ней мы можем говорить. Кирилл - не родоначальник этой традиции, но он достиг максимальных высот стяжания", - сказал Солдатов. 

Первоначально в РПЦ называли ситуацию с квартирой на улице Серафимовича «грязной пиар-технологией». Однако на прошлой неделе патриарх Кирилл подтвердил в беседе с телеведущим Владимиром Соловьевым сообщения о суде с Шевченко «из-за ущерба, нанесенного пылью». Патриарх пояснил, что в его квартире живут две троюродных сестры, и заявил, что простить Шевченко «было бы некорректно».

«Да и я по максимуму постарался – например, вместо двойной очистки согласился на одинарную, что сэкономило существенную сумму денег», – процитировал Соловьев патриарха.

При этом предстоятель убеждал Соловьева, что все деньги, вырученные по иску, пойдут на благотворительность.

Буквально все опрошенные "Росбалтом" адвокаты выразили сомнения в обоснованности гигантской суммы ущерба. Например, удивительной выглядит стоимость очистки книг. Согласно судебным решениям, истица передала на экспертизу специалисту НИИ Консервации документов Российской госбиблиотеки всего восемь изданий, часть из которых назвать раритетными крайне сложно. Это книга Мухтара Ауэзова "Путь Аббая", 1974 года выпуска; книга Вайнтраупа "Храмы Северного округа", 1997 года выпуска; книга Дефо "Робинзон Крузо", 1974 года выпуска и книга Федорова "Сочинения", 1982 года выпуска. В заключении специалиста сказано, что биоповреждений у книг нет, но на их "верхних обрезах" обнаружена пыль. Вот ее-то очистка с томов всей библиотеки и была оценена в 6,3 млн рублей. Примечательно, что эксперт НИИ особо отметил, что на книгах обнаружены застарелые микроскопические грибки, которые с пылью уже никак не связаны. То есть состояние и способы хранения книг были далеки от идеальных.

Следуя подобным решениям столичных судов, теперь любые граждане (книга "Робинзон Крузо", наверное, есть в каждой семье), которые найдут на родительских изданиях пыль, могут вчинить своим соседям иски на гигантские суммы. И имеют все шансы не только добиться успеха, но и наложить арест на недвижимость обидчиков.

Столь же загадочна история и с удовлетворенным судом требованием Леоновой возместить аренду жилплощади на время ремонта в квартире Гундяева в размере 2,1 млн рублей. Когда адвокаты Юрия Шевченко попросили истцов показать официальный договор аренды столь дорогого жилья (70 тыс. рублей в месяц), те этого сделать не смогли. В ходе слушаний позже они заявили, что пока в апартаментах в "Доме на набережной" велись работы, Леонова, которую в некоторых СММ называют "монахиня в миру", жила в различных санаториях, однако квитанций об оплате не сохранила.

И уже совсем фантастическими выглядят расценки на сам ремонт в квартире патриарха. Например, истцы оценили поклейку обоев в каждой из пяти комнат апартаментов в суммы от 370 тыс. до 520 тыс. рублей. А стоимость обоев составляет 7,5 тыс рублей за один квадратный метр.

На днях адвокаты Юрия Шевченко подали в Квалификационную коллегию судей Москвы жалобу на судей, удовлетворивших столь сомнительный иск. "При рассмотрении данного дела судьями допущены существенные нарушения процессуального и материального права, что явилось основанием для дальнейшего обжалования судебных актов", — отмечено в жалобе. Особое внимание в ней уделяется тому, в какой спешке принимала решение судья Замоскворецкого суда Лобова. Стараясь побыстрее удовлетворить иск, она не заметила, что у адвоката истца (Леоновой) просрочена доверенность, поэтому она вообще не имела права участвовать в процессе. Лобова не обратила внимание и на то, что предъявленные истцом заключения специалистов и другие документы, составлены в отсутствие ответчика и без его уведомления.

"Все ходатайства представителя ответчика о проведении новых экспертиз по данному делу судом сначала отклонялись как преждевременно заявленные, потом же оказалось, что заявлены поздно, т.к. нужно было срочно выносить решение", — отмечают адвокаты Юрия Шевченко. В результате иск Леоновой был удовлетворен в полном объеме на основании только ею предъявленных экспертиз.

В феврале прошлого года разгорелся скандал вокруг строительства дворца патриарха в районе Геленджика. О строительстве резиденции сообщили представители общественной организации "Открытый берег". По их словам, резиденция перегородила берег и пешеходную дорогу по нему, а под строительство патриаршего дворца и его служебно-бытовых помещений, названных "духовно-культурным центром РПЦ", произвели беззаконную сплошную рубку сотен сосен и построили монументальный забор.

РПЦ опровергла сообщения о строительстве "дачи патриарха". В заявлении Московского патриархата говорилось, что с 2005 года под Геленджиком возводят церковно-административный духовный центр РПЦ. Такие центры уже есть в Москве и Петербурге. Заказчиком выступает патриархия. Проект осуществляет ФГУП "Предприятие по поставкам продукции Управления делами президента Российской Федерации". Сербская компания "Путеви" является генподрядчиком строительства. Центр строят на деньги патриархии без привлечения государственных бюджетных средств, сообщили в РПЦ. 

Тем временем в Подмосковье разгорается ещё один скандал, связанный с РПЦ. Женский монастырь в Ленинском районе Московской области, который напрямую подчиняется патриарху, через суд пытается отобрать лечебный корпус реабилитационного центра для тяжелобольных детей. Сотрудники центра оспаривают действия церкви.

Вот уже два года длится противостояние между детским реабилитационным центром "Детство" и Крестовоздвиженским Иерусалимским женским монастырём. Они находятся в посёлке санатория Горки Ленинские, это в подмосковном Ленинском районе. Ещё в 2010 году церковники подали иск в арбитражный суд и заявили: территория, прилегающая к корпусу реабилитационного центра их собственность, и эту землю нужно забрать.  

В центре "Детство"  лечат детей, которые страдают тяжёлыми неврологическими заболеваниями: болезнью Дауна, олигофренией, аутизмом, детским церебральным параличом. Каждый год в медцентр Детство обращаются за помощью до 15 тысяч человек со всей России. В здании, ставшем предметом иска, находятся больница, поликлиника и школа.

Арбитражный суд недавно встал на сторону РПЦ и обязал медиков отдать землю с подъездной дорогой, в том числе и под корпусом, монастырю.

Поводом для конфликта по информации ряда СМИ стал участок монастырской территории, расположенный между двумя корпусами. Их связывала дорожка, а врачи ходили через специальную калитку в ограде монастыря. Но по словам директора центра Евгении Лильиной полтора года назад дорожку разрушили отбойными молотками и усеяли таким количеством битого кирпича, что пользоваться ей стало просто невозможно. Если монастырю перейдёт спорный участок, не понятно, где размещать тяжелобольных детей, говорят врачи.

На это церковь отвечает: надо построить новое здание и оснастить его новейшим оборудованием. В монастыре говорят, что не выступают против интересов больных детей. А в Синодальном информационном отделе Русской православной церкви вообще опровергли сведения о том, что монастырь претендует на один из корпусов центра. Речь идёт о незастроенном участке, который примыкает к поликлинике, заверил РИА Новости представитель информотдела Денис Маханько. Детскому центру ничего не угрожает, заверил он, добавив этот участок в своё время у Церкви изъяли незаконно, и сейчас там никаких построек нет. 

Ответчик подал апелляцию, её рассмотрят ближе к концу месяца. Руководство реабилитационного центра надеется, что суд удовлетворит их жалобу и позволит детям лечиться, как и раньше, в двух корпусах.

Вестник CIVITAS





На главную

!NOTA BENE!

0.015594005584717