Вестник гражданского общества

03.04.2012

Дмитрий Медведев отказался от права миловать заключенных без признания вины

Дмитрий Медведев отказал в праве на помилование без раскаяния, которое было обосновано группой юристов конституционалистов. Правоведы считают, решение президента ограничивает конституционное право осужденных. Решение касается списка, составленного лидерами многотысячных митингов в начале года, который включает Михаила Ходорковского и еще 31 заключенного.

Президент России Дмитрий Медведев поставил отрицательную резолюцию на экспертное заключение по институту помилования, в котором обосновывается тезис о том, что глава государства имеет право помиловать любого заключенного, не дожидаясь от него ходатайства, сообщил РИА «Новости» глава совета по правам человека Михаил Федотов.

«Президент с ним (экспертным заключением) не согласен. Президент в своей резолюции указал, что он не понимает, почему он должен миловать человека, который у него не просил о помиловании», — рассказал Федотов.

Президенту было представлено мнение десяти специалистов в области конституционного права, напомнил Федотов. «Он с ними не согласился», — констатировал глава СПЧ.

«Экспертное заключение о правовом смысле института помилования» было передано Медведеву в ходе его последней встречи с членами совета по правам человека 15 марта в Самарской области.

В заключении говорилось, что акт помилования может издаваться президентом «без ходатайства, без согласия, без одобрения и даже вопреки воле осужденного».

О том, что президент имеет право помиловать любого заключенного, не дожидаясь от него соответствующего прошения, ранее неоднократно говорили адвокаты экс-главы ЮКОСа Михаила Ходорковского и бывшего руководителя МФО МЕНАТЕП Платона Лебедева. Того же мнения придерживается член президентского совета по правам человека, судья конституционного суда в отставке Тамара Морщакова. По ее мнению, указ президента от 2001 года, описывающий процедуру помилования, находится в противоречии с Конституцией: указ, которым часть функций в процедуре передана региональным комиссиям по помилованию, ограничивает право осужденных на обращение к главе государства.

«Это конституционное право, которое не может быть ограничено в соответствии со статьей 56 Конституции. Но никто же не проверял этот указ на соответствие Конституции. Есть принцип: конституционные права никогда не толкуются ограничительно. Они могут толковаться только расширительно. Это принцип не только наш, но и международный», — поясняла свою позицию Морщакова.

Необходимость признания вины осужденным в прошении о помиловании Морщакова называла «явным ограничением права на помилование». «Он не должен быть заставляем признать вину, чтобы обратиться за помилованием. Другое дело, что указ президента может выражать его личную позицию. Он считает, что миловать нужно только таких, которые признают свою вину. Но тогда он исходит из того, что все судебные ошибки у нас исправляются. А у нас ошибки не исправляются», — поясняла правозащитница.

Реформировать институт помилования, упростив процедуру обращения осужденных к президенту, совет по правам человека также предлагал президенту в декабре, после представления экспертного заключения о втором деле Ходорковского — Лебедева, где говорилось о невиновности фигурантов дела ЮКОСа по предъявленным им обвинениям в хищении нефти и легализации части средств от ее реализации. Правозащитники указывали, в частности, на необходимость исключения пункта о признании вины из прошения о помиловании, а также расширить круг лиц, которые могут обращаться к президенту с таким прошением. «Никто не должен свидетельствовать против себя», — пояснял логику совета Федотов.

О праве президента на помилование осужденных говорится в пункте «в» статьи 89 Конституции России: «Президент Российской Федерации осуществляет помилование». Конституция не предполагает никаких действий со стороны осужденных, однако Медведев неоднократно давал понять, что намерен ориентироваться на указ, изданный его предшественником Владимиром Путиным, и будет дожидаться от осужденных прошений о помиловании.

Ходорковский и Лебедев неоднократно отказывались просить о помиловании именно из-за того, что оно предполагает признание вины. Их имена были включены в список из 32 незаконно осужденных, составленный после первых многотысячных митингов в декабре минувшего года. Список был передан президенту, который сразу после президентских выборов 5 марта, поручил Генпрокуратуре проверить обстоятельства осуждения ряда лиц из списка, в том числе Ходорковского и Лебедева. Генпрокуратура отрапортовала об исполнении поручения в понедельник, 2 апреля. Результаты проверки пока неизвестны.

Газета.Ru





На главную

!NOTA BENE!

0.017282962799072