Вестник гражданского общества

20.10.2011

Что изменилось в столице за год при Сергее Собянине


Вчера мэр Москвы Сергей Собинин отчитался перед депутатами Мосгордумы о проделанной за год работе. Как пишет газета "Коммерсантъ", столичный градоначальник поставил себе в заслугу борьбу с наружной рекламой и вещевыми рынками, наведение порядка в парках, сокращение очередей в детсадах, открытость чиновников и вообще "изменение идеологии" города. Меньше месяца назад отмечался "год без Лужкова", и вот есть новый повод подвести предварительные итоги правления нового мэра.

Пробки и общественный транспорт

Как напоминает "Коммерсантъ", Собянин начал с того, что сконцентрировал усилия на борьбе с пробками. Выделенные на это 300 миллиардов рублей пошли главным образом на улучшение работы общественного транспорта, так как основная идея градоначальника заключалась в пересаживании граждан из личных авто на общественный транспорт. В рекордно короткие сроки мэрией был разработан так называемый "транспортный генплан". Первый вариант включал массу революционных мер - ликвидацию наземных пешеходных переходов и троллейбусов, создание "парковочной полиции". Эксперты раскритиковали план, а в мэрии поспешили уточнить: он будет регулярно корректироваться. Действительно, еще через месяц был опубликован обновленный план. Некоторые пункты туда уже не вошли, но обозначились основные мероприятия, которые нужно осуществить в ближайший год. Единственной антипробочной мерой, реализованной оперативно, стал запрет парковки на Тверской улице. Движение на Тверской стало свободней, но водители жаловались в блогах, что заторы переместились на соседние улицы. Начали запускаться выделенные полосы для общественного транспорта, но и здесь не все гладко. Московские власти отказались от запланированного в этом году запуска 228 км полос "выделенок". Будут запущены лишь 80 километров, причем на семи улицах "выделенки" уже эксплуатируются, а еще на четырех - появятся к зиме. Водители с начала осени жаловались на идиотские "выделенки" на маршрутах с одним-двумя автобусами.

Прирост московских земель

Одним из самых значимых событий собянинского года стало создание так называемой Большой Москвы. Неожиданно вместо слияния Москвы и области, о котором так много спорили, случился существенный прирост московской территории за счет областной. В июне президент РФ Дмитрий Медведев предложил расширить границы Москвы, создав "столичный федеральный округ". Мэр Москвы вскоре сообщил, что площадь города будет увеличена в 2,4 раза (на 144 тысячи гектаров) за счет территорий, ограниченных Киевским и Варшавским шоссе, а также Большим кольцом Московской железной дороги. Столичное правительство анонсирует масштабные концепции развития "большой Москвы", но не все радуются такому пополнению территорий. В том числе есть недовольные и среди тех, кто на присоединенных территориях проживает. Как отмечает "Коммерсантъ", цифрами территориального прироста конкретика относительно проекта "Большая Москва" и ограничивается. Предполагается, что туда должны переехать офисы федеральных ведомств, но в мэрии осторожно говорят, что переезд госорганов на новые территории начнется "в течение пяти лет", а всего на освоение новых земель уйдет лет 20.

Ситуация с охраной памятников

Сначала Сергей Собянин сделал несколько демонстративных шагов, призванных показать, что он-то озабочен охраной исторических памятников. Так, было отменено решение о строительстве бизнес-центра на Хитровке, а в мае нынешнего года и вовсе заморожены все решения о сносе зданий в историческом центре.

Но по словам градозащитников, уничтожение памятников архитектуры в Москве продолжается. За год работы нового мэра снесли дом Хлудовской артели на Кадашевской набережной, дом Кольбе на Большой Якиманке, флигель усадьбы в Калашном переулке, веерное депо Николаевского вокзала и другие объекты. А снос особняка XIX века в Малом Козихинском переулке сопровождался несколькими серьезными драками.

Мощение плиткой

Не всем по душе пришлась и замена асфальта на тротуарах плиткой, которая с размахом началась этим летом в столице. Правительство Москвы намеревалось закрыть плиткой в 2011 году 1,13 миллионов кв. м в центре. Мэр необходимость замены объяснял экологическими мотивами: 1 млн кв. м асфальта в жару выбрасывает в воздух порядка 650 тонн вредных веществ. Работы пошли ударно, но тут же возникли претензии к качеству работ по укладке. Это, а также негативный общественный фон, привело к тому, что уже в августе Собянин объявил о сокращении плиточной программы.

Борьба с ларьками

В январе, когда отмечались первые 100 дней Сергея Собянина на посту столичного руководителя, популярность мэра стала падать, и тогда впервые заговорили о причинах такой отрицательной динамики. Припомнили, что собянинская эпоха началась с громких обещаний и массовых увольнений. Одним из первый шагов, принятых новым мэром, стало распоряжение снести палатки и рынки у метро. Чиновники принялись столь рьяно исполнять это, что под снос пошли газетные ларьки и театральные кассы, фастфуд, палатки по ремонту обуви. В результате Собянину вновь пришлось вмешаться, и снос был приостановлен до выработки единого плана размещения объектов торговли. Как будет развиваться торговля в городе, правительство Москвы пока не решило. Департамент торговли и услуг, созданный в январе на базе департамента потребительского рынка и услуг и департамента продовольственных ресурсов, только готовит соответствующую концепцию. В проекте говорится, что основная задача - увеличение площади торговых помещений.

Очистка города от рекламы

Одна из самых заметных и общественно одобряемых кампаний нового мэра - ужесточение борьбы с рекламными конструкциями. В этом году Сергей Собянин подписал два постановления, которые внесли очередные поправки в действующие в столице правила установки и эксплуатации наружной рекламы. В мае мэр объявил вне закона любую рекламу на строительных сетках, временных ограждениях и фасадах зданий. А затем был введен запрет на размещение рекламы на транспарантах-перетяжках. Между тем прокурор Москвы Сергей Куденеев признал, что запрет противоречит закону "О рекламе", и подписал представление мэру об устранении нарушений федерального законодательства в месячный срок. А операторы рекламных конструкций ведут активную борьбу с запретительными мерами московского правительства, так как уверены, что положенные в основу концепции требования не согласуются с отраслевым законодательством, и готовы защищать свою собственность до последнего.

Ревизия строительных контрактов

С приходом Собянина на рынке недвижимости началась массовая ревизия инвестконтрактов, напоминает "Коммерсантъ". За год из 1175 инвестконтрактов специальная комиссия рассмотрела 874, а по 230 было принято решение о расторжении. Жесткой критике мэра подвергся проект "Москва-Сити" и другие крупные стройки, задуманные Юрием Лужковым. Были отменены такие программы, как "Большой Сити" (освоение промышленных территорий по соседству с "Москва-Сити") и "Новое кольцо Москвы" (возведение более 60 небоскребов). Также власти практически запретили новое строительство в пределах Третьего транспортного кольца, хотя запрет и не оформлен документально.

NEWSmsk.com





На главную

!NOTA BENE!

0.025268077850342