Вестник гражданского общества

12.07.2011

Крушение теплохода "Булгария". 12 июля в России объявлен траур

Президент Дмитрий Медведев объявил в России 12 июля Днем национального траура по погибшим в результате крушения теплохода "Булгария".

Двухпалубный теплоход "Булгария", построенный еще в 1955 году в Чехословакии, затонул на Волге 10 июля 2011 г. около села Сюкеево Канско-Устиновского района Республики Татарстан во время грозы в 3 километрах от берега. Туристическое судно следовало из города Болгар в Казань.
Двухпалубный дизель-электроход "Булгария", построенный в 1955 году в Чехословакии, затонул 10 июля во время грозы в Куйбышевском водохранилище на территории Татарстана в трех километрах от берега. Туристическое судно следовало из города Болгар в Казань. Теплоход получил крен вправо и за несколько минут ушел на дно.

По последним данным МЧС Татарстана, всего в списках - 209 человек, из них на борту находились 205 пассажиров, четверо в круиз не отправились. Спаслись 79 человек. Катастрофа унесла жизни 83 человек. Из них 16 детей, 51 женщина и 16 мужчин. Судьба остальных неизвестна.

Водолазы, обследующие "Булгарию", добрались до нижней палубы, где расположены детская комната и музыкальный салон. В этих помещениях незадолго до катастрофы собрали детей на развлекательное мероприятие. Их тела спасатели начинают поднимать на поверхность.

Обстоятельства катастрофы выясняются. Свидетели ЧП говорят, что судно вышло из порта с креном на правый борт, а перевернуть его могло боковой волной, сообщил ранее начальник приволжского регионального центра МЧС Игорь Паньшин.

По факту крушения теплохода возбуждено уголовное дело по части 2 статьи 263 УК РФ (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации морского транспорта). Специалисты в настоящее время рассматривают техническую неисправность "Булгарии" как главную причину катастрофы, сообщает во вторник МВД Татарстана.

Глава Минтранса Игорь Левитин пообещал сурово наказать капитанов судов, не оказавших помощь терпящему бедствие теплоходу. "По имеющимся предварительным данным, примерно в это время в этом районе проходили два судна. Мы знаем, что это за суда, имена капитанов. С ними ведется работа в тех населенных пунктах, где они располагаются сейчас. Одно из судов - морского типа. Примем все меры законодательного порядка, чтобы применить к ним самое суровое наказание", - приводит слова Левитина РИА "Новости".

Операция по подъему затонувшего теплохода "Булгария" начнется 16 июля. Как передает РИА "Новости", об этом сообщил глава МЧС Сергей Шойгу. "16-е число, 17.00 - вот с этого момента у нас должна начаться вся работа по подъему судна. Установить жесткий и понятный график патрулирования", - сказал министр. Шойгу также потребовал установить персональную ответственность за конкретные участки работы.
Накануне глава МЧС сообщил, что в работах по подъему судна планируется задействовать два спецкрана из Волгограда, которые прибудут к месту ЧП в течение четырех-пяти дней.

В связи с катастрофой круизного теплохода "Булгария" на Волге, жертвами которой стали, по всей видимости, более 100 человек, обозреватели и аналитики в России и за рубежом делают один и тот же неутешительный вывод. Это не чрезвычайное происшествие, это - диагноз России и ее системе управления, результат всепроникающей коррупции, всеобщего безразличия и конкретно - равнодушия власти к жизни людей.

Как и во многих подобных случаях, четко прослеживается тенденция: ответственных приходится искать днем с огнем. СМИ уже путаются во владельцах, арендаторах и субарендаторах затонувшего судна - ощущение такое, что эта непрозрачная, многослойная система создана нарочно для того, чтобы было удобнее заявлять о своей непричастности и перекладывать вину на другого.
Так оно и происходит на самом деле. Собственником теплохода является компания "Камское речное пароходство". Арендатором - ООО "Бриз", получившее судно примерно год назад, когда оно еще называлось "Украина". Но в итоге в роковой круиз "Булгарию" направила казанская компания "АргоРечТур".

Накануне в Приволжской транспортной прокуратуре выяснили, что туристический круиз по Волге осуществлялся незаконно: у перевозчика не было лицензии на перевозку пассажиров. Во вторник в Ростуризме добавили: компания "АргоРечТур" не входит в Реестр туроператоров России, соответственно, она предлагала круизы на "Булгарии", не имея на это права.
При этом "АргоРечТур" торговала путевками опять же не напрямую, а через агентство "Интур Волга". Эта компания, в отличие от первой, входит в Реестр, но, как решили в Ростуризме, не несет ответственности за продукт другой компании. Таким образом, ответственность должна нести "АргоРечТур", пояснили "Интерфаксу" в ведомстве.
В "Камском речном пароходстве" тем временем поспешили заявить, что в данном случае за гибель пассажиров компания несет "не юридическую, а лишь моральную ответственность". Там также опровергли сообщения, появившиеся в интернете, о том, что ее владелец Михаил Антонов бежал за рубеж.

Тем временем российские власти, как всегда в случаях масштабных происшествий, демонстрируют решительность. Президент Дмитрий Медведев в понедельник провел в своей подмосковной резиденции в "Горках" совещание, на котором велел проверить все пассажирские транспортные средства и наказать виновных.
Но обозреватели восприняли это с изрядной долей скептицизма. У журналистов "Независимой газеты" совещание у Медведева вызвало стойкое чувство дежавю. В который раз после подобных катастроф государство подключает все свои ресурсы для того, чтобы выявить причины и принять меры, замечают они, вспоминая страшный пожар в пермском ночном клубе "Хромая лошадь" в декабре 2009 года.
Сопоставляя эти две трагедии, можно выявить традиционную для России странность. Владельцы и арендаторы теплохода уверяют, что технических проблем на нем не было, все ремонтные работы были проведены, и судно признано пригодным к эксплуатации. То, что оно прошло проверку, подтвердил и Минтранс.
"Что-то подобное мы уже слышали, когда горела "Хромая лошадь", - подчеркивает издание. - Тогда тоже рассказывали, что проверки на пожарную безопасность клуб проходил вовремя и без замечаний. По бумагам контролирующих ведомств все было в порядке. А в действительности, установила спецкомиссия, владельцы прибыльного бизнеса не утруждались вопросами безопасности посетителей, а представителям всевозможных надзоров просто платили".
Стоит отметить, что эта тенденция - скрывать халатность и коррупцию за "бумажным совершенством" - говорит не только о недобросовестности российского бизнеса, но и об отношении власти, которая закрывает на это глаза. Как сказал депутат Госдумы от "Справедливой России" Александр Бурков, созданная в стране вертикаль не заинтересована в изменении существующего положения и реагирует одинаково после всех происшествий - разобраться и наказать.

В свою очередь, западные газеты, наблюдая ситуацию со стороны, высказываются безжалостно и жестко. Масштабное происшествие с гигантским числом жертв они называют "типично российской трагедией", справедливо замечая, что случаются подобные и в других странах, однако российская статистика впечатляет больше всего. Обзор подготовил сайт InoPressa.
"Россия гниет, и никто не хочет принимать это к сведению", - констатирует обозреватель Die Tageszeitung. "В России даже по причине незначительных дефектов гибнет такое количество людей, что прямо-таки в дрожь бросает, - пишет он. - Эти цифры отражают равнодушие власти предержащих к жизни людей".
По мнению немецкого комментатора, погибшие стали жертвами коллективного "отрицания реальности". При этом если родственники погибших начнут требовать детального расследования обстоятельств трагедии, изначальное сочувствие грозит смениться раздражением, убежден автор: они станут нарушителями спокойствия и заведенного порядка.
Россияне шокированы гибелью "Булгарии", однако в стране, где общество обычно смиряется с безразличием чиновников, трудно претворить ужас и сочувствие в конкретные действия, развивает тему The Washington Post. Отличительная черта президентства Медведева - неисполнение его указаний, как иногда сетует он сам. В особенности невосприимчива к его усилиям коррупция, говорится в статье.
А The Christian Science Monitor пишет, что в постсоветский период Россия страдает от чрезвычайных ситуаций сходного типа - когда черствая погоня за наживой сочетается с шокирующим пренебрежением техникой безопасности. Она, как и российские СМИ, напоминает о пожаре в "Хромой лошади" и авариях на шахтах в Сибири.

По материалам электронных СМИ





На главную

!NOTA BENE!

0.020973920822144